Избранное

История одного начинающего дизайнера

Это рассказ о том, как я пытался стать веб-дизайнером. Это не история успеха, а просто история. Я хочу показать каким извилистым и непредсказуемым был путь, который я прошел. Все мы видели статьи из разряда «6 советов начинающему дизайнеру», но мало кто знает какими усилиями выстрадан этот опыт.

Вводная

До начала событий я работал фрилансером, оформлял группы в Вк. В определенный момент пришло понимание следующих вещей:

  • Я занимался не дизайном, а оформительством. Я прочитал много книг и статей, и они дали понимание, что дизайн — это про бизнес и продукт, а не только про красивые картинки.
  • У меня начали падать доходы. Этого не было видно в обычной жизни, но когда я посмотрел на динамику заработка, стало понятно, что есть проблемы.
  • Я зависел от платформ fl.ru и vk.com. Профиль на фриланс-сайте был моим единственным источником заказов. Fl.ru в то время сильно штормило: пришла новая администрация, подняла цены на про-аккаунт в 3-4 раза, ввела ряд платных услуг. А Вконтакте вообще одним обновлением мог прибить всю мою деятельность, оставив без работы.
Несколько старых работ

Старт

Я решил постепенно переходить с оформления групп на дизайн сайтов. Но, зная насколько я ленивый, пришлось перестраховаться. Для этого я создал блог, написал почему хочу стать дизайнером, описал свои текущие навыки и рассказал что планирую сделать на старте. Затем опубликовал эту информацию в блогах fl.ru и в сообществе дизайнеров «CreativeRussia».

Когда ты заявил людям в интернете что сделаешь Х, становится страшнее все это бросить. Психологи называют это публичным подкреплением, и в моем случае оно сработало. Пост выглядел так:

«Здравствуйте, меня зовут Кирилл. Мне 24 года. Я делаю дизайн и верстку групп Вконтакте. Эта работа кормила меня 4 года. Но в последние полгода доходы упали. И это первая причина почему я хочу стать веб-дизайнером. Вторая — я не расту и не развиваюсь. Я остался там, где и был 2-4 года назад. Я давно не чувствую, что получаю новый опыт. Я застрял.

„Отлично, но как это поможет мне?“ — спросите вы. Мною движет желание получить новые знания и превратить их в интересную историю. У нее будет два конца: счастливый или печальный. При счастливом конце — вы получите готовую историю, как стать дизайнером. При печальном — получите рассказ, чего НЕ нужно делать. Оба исхода окажутся полезными. У вас будет или пошаговое руководство, или путь, которым лучше не идти.

У меня нет дизайнерского или художественного образования. Я начинаю со следующими умениями:

  • Типографика — нулевой уровень;
  • UI/UX — нулевой;
  • Работа с цветом — на среднем уровне;
  • Композиция и сетки — нулевой;
  • Прототипирование — нулевой;
  • Текст — нулевой;
  • HTML и CSS — базовый уровень.

Дополнительно упомяну другие навыки не имеющие прямого отношения к дизайну. Владение фотошопом выше среднего. Английский на уровне чтения статей и поддержки беседы. Но не беглого разговора.

Путь будет завершен, если я получу работу веб-дизайнера.»

Начало

Недолго думая, я накидал примерный план. В качестве теории взял изучение курса академии Яндекса и пяти курсов на Coursera из специализации Interaction Design. В качестве практики я хотел участвовать в конкурсах на dizkon.ru и 99designs.com.

План не был результатом длительных раздумий и анализа, и как итог: 21 час теории я смотрел два месяца и ни в одном конкурсе не поучаствовал. Если конкурсами я передумал заниматься сразу, то с теорией вышло неожиданно.

Пришло четкое понимание, что я саботирую собственное развитие. Я вяло изучал теорию и не занимался практикой. Поэтому нужно было все заново обдумать и попробовать новый план.

DailyUI

И я решил взяться за DailyUI Сhallenge на Dribbble. Его суть заключается в следующем: каждый день ты отрисовываешь один экран интерфейса в течение 100 дней. Это может быть что угодно, например, форма логина, карточка товара, календарь, форма оплаты и т. д.

Это подталкивало рисовать каждый день, но тут вскрылась проблема. Я хорошо владел фотошопом, но плохо понимал интерфейсы, поэтому половину процесса занимал поиск референсов и изучение статей с «лучшими практиками». Это очень сильно тормозило, и там, где профессионалы справлялись за 1 час, я — тратил все 8.

Это привело к тому, что в первую неделю я сделал всего 3 экрана, а за последующие 4 месяца — еще один. Сам формат оказался полезен, но, когда ты новичок, его сложно выполнять.

Те самые 4 работы

Реальные проекты

Когда не взлетел формат DailyUI, я решил попробовать что-то другое. Причем нужен был элемент, который позволит довести проект до конца. И в голове появилась следующая «концепция»: брать реальные проекты из областей, которые мне интересны. Естественно, все было на волонтерских началах, и денег никто не платил.

Первый проект я нашел в вакансиях сообщества CreativeRussia. Таня Смирнова искала человека, который помог бы сделать дизайн для сайта Self-Unboxing, посвященного осознанности. Я проверил не отдает ли проект эзотерикой и решил взяться за него.

Второй проект я случайно нашел в твиттере. Вадим Юмадилов расшарил свою заметку, в которой написал:

«Я ищу ребят, чтобы вместе запускать проекты: свои и для клиентов. Буду рад дизайнерам, программистам, иллюстраторам, редакторам, диетологам, писателям, всем, кто хочет сделать что-то интересное. „Не слабо“ — основной принцип нашей работы. Пишите, если хотите работать вместе.»

Я решил не упускать такую возможность и написал Вадиму. После этого мы созвонились и договорились вместе поработать над проектом — промостраницей для приложения «Тяжеловато». Мне тогда были интересны темы экономики и финансовой грамотности, поэтому я взялся за проект.

Первый коммерческий проект

Спустя месяц случилось неожиданное. Мне прилетело письмо с заголовком «Кириллу, короткое письмо по возможной работе», в котором было написано следующее:

«Кирилл, приветствую. Увидел ваш блог, мне понравился. Вы можете мне помочь разработать классный сайт? Если да, то я напишу свою задачу, если нет, то останусь читателем вашего блога :) Жду ответа. Хороших вам выходных.»

Естественно, моя первая мысль была, что сейчас предложат делать лендинг за 3 000 рублей очередному инфобизнесмену. Тем не менее, я переборол свой скепсис и изучил проект.

Оказалось, что это компания Арка-групп, которая помогает клиентам узнать сколько стоит их бизнес. Они оценивали стоимость компании перед сделкой, чтобы выгодно привлечь инвестиции, продать или купить долю. Я облегченно выдохнул — не инфобизнесмены. Я ничего не понимал в консалтинге, поэтому мне было интересно взяться за проект.

Что бы вы понимали, на тот момент у меня не было никакого портфолио. Все, что я имел — это блог с отчетами, профиль на дрибле с тремя шотами интерфейсов и сайт с двумя абзацами текста. Поэтому на первой стадии мне пришлось показывать… свои лайки на Behance. Серьезно.

Прыжок в бездну

Во время работы над проектом Self-Unboxing я решил сделать очень странную штуку. Заключалась она в следующем: я дал обещание, что самостоятельно сделаю верстку на проекте с параллакс-анимацией. За три недели. Параллельно работая над дизайном двух проектов. Имея нулевые знания в верстке.

Естественно, я ничего не сделал. Не потому, что не потянул верстку, а потому, что испугался фронта работ и начал саботировать эту идею. Это выражалось в том, что я отодвигал старт изучения верстки, а когда собрался с силами, было уже поздно. Я в начале предупредил заказчика, что эта затея может пойти не по плану и мы заранее договорились, что в таком случае меня подменит опытный верстальщик.

Не делайте так. Я еще ничего не понимал в дизайне, а уже хотел прыгнуть в другую область и изучить там все за 3 недели.

Снова неудачи

Я продолжал работать над проектами Арка-групп и Self-Unboxing. С заказчиками я обсудил понимание задачи, сделал наброски, накидал вайрфреймы, и пришло время отрисовывать дизайн. Я посчитал сроки по всем правилам тайм-менеджмента, заложил в них извержение вулкана в радиусе 500 км и отключение интернета как минимум на 5 дней. Все шло прекрасно.

А потом произошла «магия», и вот, я уже сижу в день дедлайна, так и не приступив к работе. Мне нечего было показать заказчикам. Я полностью обосрался и начал писать первому:

«Здравствуйте, Сергей. Как вы могли заметить я обещал прислать макет в понедельник, а уже вторник, а макета все нет. Скажу прямо, без увиливаний. К макету я приступил только вчера. Весь срок я ничего не делал. У меня эта привычка — откладывать дела до последнего — появилась давно. Мне стыдно за нее. Мне стыдно, что первые проекты в моей новой карьере страдают от моей неспособности самоорганизоваться.

Поэтому я решил наконец-то избавиться от этой привычки и это письмо, как раз часть плана. Вы говорили, что я могу взять времени сколько нужно и я хотел бы взять дополнительно 10 дней до 16 сентября. При этом я должен сделать следующее: 5 000 рублей, которые должны были быть оплачены в конце разработки останутся у вас. Это цена, которую я должен заплатить за свое невежество.»

Сказать, что я сгорал от стыда — это значит ничего не сказать. А тут еще и второе письмо надо писать и заново все это переживать:

«Привет, Тань. Я — мудак, макеты не готовы. Поэтому созваниваться завтра нет смысла. Но я пишу немного по другому поводу. У меня привычка сдвигать сроки, проходит нитью через всю моя карьеру. И я решил избавиться от этой привычки. Помнишь я писал, что сейчас читаю книгу „Силу воли“. Так вот, я начал брать оттуда многое и я уже вижу, что мне это начинает помогать. Плюс я применяю старые техники и психологические приемы, которые работают на меня. Это письмо, кстати, один из них.

Я конечно понимаю, что проект у нас некоммерческий и можно было б так не запариваться. Но, мне самому неприятна такая ситуация. Поэтому я решил превратить стыд из негативного чувства в драйвер мотивации.

Мне нужен срок до 16 сентября.»

Когда я писал эти письма, мне становилась понятна одна мысль: наступил момент, когда я должен был показать, чему научился в дизайне, но испугался. Испугался, что у меня это не получится и, поэтому, откладывал работу ровно до момента, когда все стало плохо.

Раньше, примерно на каждом четвертом проекте, я задерживал сроки на 1-2 дня. Заказчики легко соглашались дать пару дополнительных дней и этого хватило, чтобы сформировать привычку.

Поняв это, пришлось применить весь арсенал приемов, чтобы ее разрушить. Для начала, я не стал скрывать, что у меня есть проблемы и рассказал все заказчикам. Затем я пожертвовал материальным и отказался от части оплаты. Потом приступил к перестройке организации процесса, руководствуясь теми знаниями, которые я имел, но не применял. И, как завершающее действие, я написал этот пост, чтобы сработало публичное подкрепление.

Что произошло дальше с этими проектами?

Арка-групп: После написания письма, Сергей сказал, что «я умею убеждать» и дал дополнительное время. В конце поста вы узнаете, завершил ли я этот проект.

Self-Unboxing: Таня после письма сказала, что ничего страшного, но дизайном на проекте я больше не занимался. Все, что успел сделать, это вайрфреймы и первоначальный скетч.

Тяжеловато: Проект в определенный момент забуксовал на всех уровнях. Конкретно мне не хватило опыта в дизайне, чтобы быстро собрать страницу. Почитайте колонку Вадима на vc.ru, где он рассуждает, почему все пошло не так.

Вот так выглядел кусок последнего варианта промостраницы

Первая вакансия

Параллельно я уходил с fl.ru и прекращал работать дизайнером групп. Полноценно сделал это в июле 2016 года, когда получил деньги за Арка-групп. Было очень страшно. Страшно, что возможно, этот заказ случайный и их больше не будет. Поэтому с того времени я просматривал вакансии и на тему веб-дизайна, и на тему соцсетей.

Самая первая вакансия на которую я откликнулся, была на младшего дизайнера в Gridly. Это важный момент потому, что тут я опять получил пинок под зад. Тогда они только открылись и я решил написать:

«Добрый вечер, Константин. Увидел вакансию джуниора на CreativeRussia и решил написать. Меня зовут Кирилл Мосин, я — начинающий дизайнер. Я ищу возможность попасть в крутую команду, чтобы развивать свои навыки и помогать заказчикам реализовывать проекты. У меня нет полноценного портфолио, поэтому готов выполнить тестовое задание. Можно посмотреть на мои зарисовки на дрибле. Можно почитать блог, где я описываю свой путь становления дизайнером.»

Я честно предупредил, что я начинающий дизайнер и у меня нет портфолио. Для работодателя нанимать дизайнера без внятного портфолио — как играть в русскую рулетку. Поэтому я сразу согласился выполнить тестовое задание.

Меня попросили переделать одну страницу сайта, и я поставил срок в неделю. И что же произошло? Правильно, я опять ничего не сделал. Потому что вот она — прекрасная зона комфорта, а мне предлагают из нее выйти в окно. Я попросил дать мне дополнительный срок, и Костя ответил:

«Я, в первую очередь, ищу заинтересованных в работе именно в нашей команде людей. Маньяков своего дела, готовых впахивать, но делать круто и улучшать себя и итоговый продукт от проекта к проекту.

В связи с этим, вряд ли мне подойдёт человек с более приоритетными задачами. Кажется, что на такую простую страничку с головой хватило бы недели (на самом деле — 2-3 дня уже потолок).

К сожалению, мы не подойдём друг другу в этом плане. Спасибо ещё раз за отклик, удачи в поисках!»

Было обидно. Но справедливо. Я рад, что тогда люди не пропускали такой херни и я каждый раз получал лопатой реальности по голове.

Новая работа

В июле 2016 года я откликнулся на вакансию дизайнера в соцсетях в LittleBigAgency. Мне дали тестовое задание, я его выполнил, мы пообщались с креативным директором, и я получил работу. Моей задачей была отрисовка постов для крупного российского клиента. Я получал зарплату сравнимую с тем, что я получал раньше, и при этом работа занимала не больше 2 часов в день. Идеальный вариант, чтобы не умереть с голоду и продолжить развиваться в веб-дизайне.

RussianDesignCup

На 9 месяце с начала событий я решил поучаствовать на RussianDesignCup и написал, что «это отличная возможность продемонстрировать чему я научился за 9 месяцев. Если, конечно, не отвалюсь еще на отборочной стадии».

Для себя я поставил цель — хорошим результатом буду считать попадание в верхние 25% участников. Реальность расставила все по своим местам — 431 место из 608. То есть, я попал в нижние 25%. Это спустило меня с небес на землю и напомнило мне, что я нихера пока не умею.

Вот полная работа на сайте.

Страница прогресса

В этом же месяце я созванивался с Сашей Бизиковым. Он подкинул идею завести страницу, где можно было бы показать все, чему я научился и что сделал за время обучения. И я завел такую страницу.

С Сашей мы обучались параллельно с самого начала. Он пришел и написал комментарий в первом посте, и с тех пор, мы следили за работой друг друга. Это очень полезно, поскольку мы часто подсматривали идеи друг у друга. Почитайте историю Саши, она интересна.

Школа стажеров Бюро Горбунова

Увидев свой прогресс, я с удивлением обнаружил, что практически ничего толкового за 9 месяцев не сделал. И в голову пришла мысль — пойти учиться на какие-нибудь курсы. Тогда у всех на слуху была школа Бюро Горбунова.

Была только одна загвоздка — обучение стоило 185 000 рублей в рассрочку. У меня не было таких денег. Поэтому я пошел на подготовительные курсы от самой школы — они давали возможность получить дополнительные баллы ко вступительному заданию. Логика была такая: если они помогут, то я пройду на бесплатное место и уменьшу стоимость курса на 30%. Если не помогут — увеличу лишь на 3%. Я прошел подготовительные курсы и получил дополнительные 0,55 балла ко вступительному заданию.

Сертификат о прохождение подготовительных курсов

За 3 недели до окончания приема работ я начал делать тестовое задание для поступления. Я обдумывал задачу, собирал референсы, рисовал скетчи. Но все это время на фоне была мысль, что мне не хочется этого делать. Я на день взял паузу и хорошенько подумал: «а надо ли?». В итоге, я пришел к выводу, что решение пойти в школу было спонтанным и необдуманным. Хорошо, что я разобрался именно на этом этапе и не потерял деньги и время.

Последний месяц

К середине января мы доделали проект Арка-групп. Под «доделали» я имею в виду полностью рабочий сайт. Вот сам проект и кейс на Behance. Я считаю, что для первого проекта получилось очень неплохо. Сейчас я бы поменял некоторые вещи, но так всегда со старыми проектами.

Кусок предпоследней версии. На сайт ушла с более темными цветами.

Итоговый пост

3 февраля 2017 года пришло время подводить итоги. Моя цель в самом первом посте была записана так «Путь будет завершен, если я получу работу веб-дизайнера». Но за то время, пока я проходил этот путь, цель видоизменилась в моей голове на «Я устроюсь в студию веб-дизайна на полный рабочий день».

К концу пути я имел одну работу по веб-дизайну и работал дизайнером в SMM-агентстве. Формально я не добился ни первой, ни второй цели.

Послесловие

После завершения этого проекта прошло больше года. Поэтому мы заглянем дальше в будущее и посмотрим к чему привела эта история.

До августа 2017 года я работал в LittleBigAgency. Когда я приходил к ним в 2016 году, четко оформил мысль:

«Если я задержусь здесь больше, чем на год, то надо будет пересматривать свои цели и думать, нужно ли дальше заниматься веб-дизайном.»

Не подумайте, что в LittleBigAgency было плохо. Скорее, ровно наоборот — уж слишком комфортно. В начале я вел одного клиента, а концу работы — уже 4. Это были крупные мировые и российские бренды. Я работал полный день на удаленке, моя зарплата увеличилась в три раза. Из за этого я практически перестал заниматься веб-дизайном. Единственное, что я делал — это читал много статей.

Но мне не хотелось задерживаться в SMM, так как я пытался уйти от простого оформительства. Поэтому я изредка откликался на вакансии с надеждой, что меня куда-нибудь возьмут. Меня не взяли в SFCD, МИФ, Beta Digital Production, Creative People, Just Be Nice, We Are Pixies, Студия Артемия Лебедева.

Меня звали в пару региональных студий, но я отказался. Мысль была проста — если хочешь добиться чего-то серьезного, нужно идти в топовые команды.

Однажды я наткнулся на вакансию. Я ее уже видел три раза до этого. И все три раза уходил с мыслью: «Они в другом городе; они про мобильные, а я занимался вебом; они топ-1 и таких как я не берут». Но в этот раз решил написать. Мне отказали до этого в семи местах, если откажут в этот раз, оно станет всего лишь восьмым.

Я написал, мы пообщались и мне дали тестовое задание.

«Сделай приложение для управление роботом. Платформу можешь выбрать любую. Будем оценивать логику и красоту твоего решения. Результат ждем в виде небольшой презентации с описанием решений и ссылки на прототип. Можно собрать в сервисах: Flinto, Invisionapp, Marvel, Principle.»

Я никогда не работал с мобильными. Никогда не работал в сервисах для прототипирования. Работал полный рабочий день. Но этот шанс я не мог упустить. Поэтому я поставил цель сделать тестовое задание в каком угодно виде, но сделать.

Я его выполнил и меня пригласили поработать. Комментарий по тестовому заданию был примерно такой: «С проектированием все в порядке, эстетику нужно прокачивать». Это был очень хороший шанс набраться опыта и вырасти в крутого специалиста. Такого, которым я хотел стать на протяжении всего пути. Но работа была в другом городе с зарплатой в два раза меньше.

И я согласился. Вот уже полгода я работаю младшим дизайнером в Redmadrobot. Я добился своей цели только спустя полтора года.

Процесс работы продуктового дизайнера в Яндексе

У каждой компании свое видение идеального процесса разработки продукта. Ниже изображено как это происходит в отделе дизайна Яндекса. Эта схема не золотой стандарт, она скорее обобщает множество других схем.

Линейность графика не должна вводить вас в заблуждение — процесс разработки продукта подобен клубку ниток

Концепция

Первичная идея

Любая разработка начинается с того, каким продукт должен быть и какую проблему должен решать. Несовершенство мира, анализ метрик, требования заказчика — все это может подстегнуть вас и зародить в вашей голове идею.

А что если нет идеи? Тогда посмотрите на конкурентов. Возможно их продукт просто закрывает потребность, но не решает проблему клиента. Посмотрите на другие области. Вот например, лекция на Ted.com о том, как физика помогла решить проблему в хирургии. В конце концов, посмотрите на изменение условий вокруг вас. Например, появление парковки в Москве послужило поводом для создания знаков и паркоматов. 

Еще идею можно сгенерировать. Для этого есть два способа. Аналитический — когда мы смотрим на статистику, цифры и наблюдения. И синтезирующий — когда мы перерабатываем накопленный опыт и делаем качественный скачок вперед. Первый способ довольно предсказуем, ведь у нас всегда есть под рукой измеримые показатели. Второй  — более рискованный. Это прыжок в бездну, в место, где никто не бывал до нас. Этот метод полагается на перебор альтернатив и их эволюцию. Аналитический метод поможет в краткосрочной перспективе, а синтезирующей — в долгосрочной. Вы можете использовать оба подхода одновременно.

Но помните — любая идея должна быть проверена. Изучите отрасль, проведите анализ конкурентов, привлеките экспертов. Если вам нужен доступный и дешевый способ, расскажите другу о вашей идеи. Главное, не пытайтесь проделать это у себя голове — дом, построенный на слабом фундаменте, рано или поздно рухнет.

Все эти манипуляция нужны для одного — найти ответы. Нужно выяснить, кто уже решал похожую проблему и что было не так. Возникала ли эта проблема у других людей, кто эти люди, готовы ли они платить за решение этой проблемы.

Профили потребителей

Далее выясняем у людей, какие задачи должен решать продукт, какие боли закрывать и какие выгоды они получат. Ответы на эти вопросы мы получаем во время анкетирования и интервью. Задачи разделяются на три вида:


Задачи Смысл Например
Функциональные Основная суть продукта Обработка определенного количество звонков за день
Социальные Как пользователь выглядит в глазах других, используя продукт Айфон повышает статус человека в глазах других людей
Эмоциональные Какие эмоции вызовет продукт Игра Dark Souls 3 ¯\_(ツ)_/¯


Далее идут боли, которые мешают выполнению задач. Например, в приложение конкурентов при заказе пиццы нужно пройти через 12 экранов настроек — задача выполняется, но это очень неудобно. Боли имеют те же самые три вида.

Выгоды бывают четырех видов. Обязательные — это базовые вещи. При заказе такси в любом сервисе вы получаете такси. Ожидаемые — то, что мы хотим получить от продукта. При заказе такси, мы ожидаем, что салон машины будет чистым. Желаемые — то, что мы хотели бы от продукта. При заказе такси, мы бы хотели выбрать марку машины. Неожиданные — запросы, о которых мы не задумывались, но их уже решили. Например, при заказе такси, автоматически рассчитывается время прибытия с учетом пробок.

Собираем задачи, боли и выгоды

После определения задач, выгод и болей, мы начинаем их ранжирование. Более важные ставим наверх, менее важные — вниз. В зависимости от ваших целей, некоторые пункты можно удалять или переносить из одной категории в другую.

Ранжируем их

Выбор сегмента рынка

После того, как мы определились с профилями потребителей, нужно определить кто является аудиторией нашего проекта. Есть несколько требований к ее подбору. Она должна быть измерима. Ее должно быть достаточно, иначе ваш проект не сможет самоокупаться. Эти люди должны быть достижимы, например, привлечение стариков, которые смотрят только первый канал, встанет вам в круглую сумму. Аудитория должна быть стабильна. Тут нужно отдельно упомянуть пример, который привел Сергей Томилов в лекции. Он назвал стабильной аудиторию туристов, которые летят в Турцию. Лекция была записана до событий с Турцией. Хороший пример того, что некоторые события трудно предугадать.

Иногда целевая аудитория может не совпадать с теми, кто покупает ваш продукт. Например, дети, которые покупают своим родителям смартфоны.

Гипотезы решений

Если вы определились с аудиторией, можно переходить к следующему шагу. На этом этапе мы формулируем гипотезы возможных решений. Это поможет нам обосновывать свои будущие решения в проекте. Примерный шаблон выглядит так:

Кажется, что ...это сработает так...
Чтобы проверить это, мы ...сделаем так...
И измерим ...вот эту метрику...
Мы правы, если ...метрика поведет себя так...

Гипотезы можно разделить на несколько видов. Бизнес-гипотезы отвечают на вопрос: «Что мы с этого получим?». Продуктовые — «какую аудиторию наш продукт обслуживает и с помощью какого решения?» Гипотезы об устройстве — «как устроен сервис?» Технологические гипотезы — «почему мы пишем на этом языке программирования, а не на другом?»

Мы плодим множество таких решений, а затем отбираем лучшие из них. Как только мы получили достаточное количество гипотез, переходим к составу продукта.

Состав продукта

На этой стадии мы определяем какие функции будет выполнять наш продукт. Их условно можно разделить на три части: продукты/сервисы, болеутоляющие и источники выгоды.

Продукты и сервисы бывают четырех видов: физические (часы Apple Watch), нематериальные (услуги Uber), цифровые (стриминговый сервис Twitch.tv), финансовые (тарифные планы у Мегафона).

Болеутоляющие — это решения, сглаживающие боль потребителя. Например, вы никогда не умели беречь деньги, а приложение «Тяжеловато» сэкономило вам круглую сумму. 

Источники выгоды — это схема монетизация. Это может быть подписка каждый месяц, микроплатежи, пожертвования и многое другое

Как и в случае с профилями потребителей, вам нужно расположить все эти части по приоритету и выбрать самые важные. Определились с составом? Самое время его проверить.

Тест состава продукта

На этом этапе наша задача взять список задач, болей и выгод, и соотнести его с гипотезами решений. Примерно так:

Смотрим, есть ли совпадение в обоих системах

Если совпадают карточки из двух систем, помечаем галочкой. Это значит, что для функции уже заготовлена гипотеза решения. Помните, нет задачи, чтобы все совпало. Вполне возможно, что для каких-то проблем вы не нашли пока решение.

Далее наша задача убедится, что потребители видят ценность в продукте. Вам нужно задать только основные вопросы. Если при обсуждение нужен дополнительный вопрос, которого нет в списке — задавайте. Вопросы могут быть разными:

  • Что мы должны оставить, а от чего отказаться?
  • Что кажется второстепенным?
  • Что бы вы добавили?
  • Что бы вы убрали?
  • Что-нибудь важное потерялось?

На этом этапе лучше иметь заготовку, например, брошюру или промо-сайт, которую можно продемонстрировать человеку. Иногда сложно понять о чем речь, если нет визуального представления о продукте.

Ранжирование фич

Далее идут фичи — особенности вашего продукта. На этом этапе мы отсекаем ненужные функции продукта, но в отличие от предыдущих этапов, мы делаем это с помощью пользователей. Наша задача выявить самое важное. Для этого потребители оценивают каждую фичу проекта по 4-бальной системе по 4 пунктам:

  • Важность
  • Ощутимость (боль возникает мгновенно или нет)
  • Неудовлетворенность
  • Выгодность, рентабельность (платежная аудитория, большая ли аудитория)

После мы проводим эксперимент «Купи фичу». Пользователям раздается виртуальный бюджет. С его помощью они могут проголосовать виртуальным рублем за функции продукта. Бюджет заведомо ниже стоимости всех фич, поэтому мы можем увидеть количественно, сколько людей купят эту функцию продукта. Все это даст нам представление о том, что для людей наиболее ценно в нашем продукте. А раз у нас есть список особенностей, можно делать минимально-жизнеспособный продукт.

Минимальный продукт (minimal viable product, MVP)

На этом этапе мы создаем MVP. Его задача создать максимальную ценность при минимальной стоимости. Мы должны проверить жизнеспособность продукта, при этом не обанкротив компанию. Здесь слово «минимальный» отражает набор функций необходимых пользователя и не имеет отношения к сложности технической части.

Примером минимального продукта может служить история dropbox. Перед запуском самого сервиса, они сделали серию лендингов с описанием функций продукта. Это позволило выяснить, есть ли у потребителей интерес к сервису.

Минимальный продукт может быть каким угодно, но он должен выполнять следующие задачи:

  • Тестирование продуктовой гипотезы
  • Экономия времени на разработку, потраченную впустую
  • Ускорение предоставления продукта ранним покупателям

При проверке решений нужно руководствоваться следующими вещами:

  • Доказательства ценнее мнений
  • Экспериментируйте чаще
  • Детали на старте не важны
  • Эксперименты не равно реальность
  • Сохраняйте видение проекта
  • Знайте, что может разрушить вашу идею
  • Первым делом поймите своего потребителя
  • Обеспечьте измеримость
  • Не все факты одинаковы равны
  • Проверяйте необратимые решения дважды
Подходя к следующей стадии посмотрите сюда. Чем ближе к концу графика, тем больше времени и бюджета вы тратите.

Продукт

Реализация

Прежде, чем приступить к реализации, мы должны презентовать продукт команде или компании. Мы доказываем, что наш продукт стоит на него потраченных денег и принесет пользу. Если проекту дан зеленый свет, то начинается проработка всех деталей. Мы составляем чеклист важного, балансируя между качеством и стоимостью. Дорабатываем дизайн. Вот пример реализации мобильной главной страницы Яндекса:

Первый макет. Красиво, чисто. Так менеджер и дизайнер представляют продукт. Вроде хорошо, но у пробок и погоды бывает много дополнительной информации, которая не полезет в эти квадраты.
Делаем целые значения. Добавляем внизу область уведомлений.
Делаем третий подход. Вспоминаем, что на мобильном телефоне можно делать свайп. Выкатили такую версию. Спустя пару недель посмотрели на цифры и как люди пользуются продуктом. Все метрики рухнули. Табы снизу плохо видны и они кликаются меньше, чем на главной. Чтобы увеличить кликабельность, сделали цифры очевидными. Добавили слова «баллы», «письма», «рубли».
Делаем четвертый подход потому, что метрики все равно не очень. Уменьшаем и подписываем иконки.
Метрики все равно не идеальны. Делаем ссылки очевидными, покрасив их в синий. Даже это не исправило ситуацию. Это последний макет на момент создания лекции. Есть предположение, что счетчики неправильно развешаны.

Коммуникация

После запуска проекта нам важно создать определенное отношение к продукту. Нужно понимать, кому, где и что мы говорим. Или по-другому, «аудитория + канал + сообщение». Чтобы сделать ваше сообщение эффективным, нужны:

  • Причина вам доверять
  • Эмоции
  • Исследования
  • Тестирование

Ваша задача сформировать потребность в продукте. Если вы пытаетесь завлечь пользователей с помощью заголовков «101 способ заработать в интернете без регистрации и смс», то получите соответствующую аудиторию. Думайте о взаимоотношениях пользователя с продуктом.

А что дальше?

А дальше только развитие продукта. На этом этапе вы начнете получать реальные данные от ваших пользователей. И все решения и гипотезы будут проверены.

Это очень краткий конспект лекций о продуктовом дизайне в Яндексе (с 11 по 18). Полный курс можно посмотреть на канале академии дизайна Яндекса. Также вы можете почитать конспект Александра Бизикова.

Путь начинающего дизайнера

За этот год я стану веб-дизайнером. Или нет. 

Здравствуйте, меня зовут Кирилл. Мне 24 года. Я делаю дизайн и верстку групп Вконтакте. Эта работа кормила меня 4 года. Но в последние полгода доходы упали. И это первая причина почему я хочу стать веб-дизайнером. Вторая — я не расту и не развиваюсь. Я остался там, где и был 2-4 года назад. Я давно не чувствую, что получаю новый опыт. Я застрял.

«Отлично, но как это поможет мне?» — спросите вы. Мною движет желание получить новые знания и превратить их в интересную историю. У нее будет два конца: счастливый или печальный. При счастливом конце — вы получите готовую историю, как стать дизайнером. При печальном — получите рассказ, чего НЕ нужно делать. Оба исхода окажутся полезными. У вас будет или пошаговое руководство, или путь, которым лучше не идти.

У меня нет дизайнерского или художественного образования. Я начинаю со следующими умениями:

  • Типографика — нулевой уровень;
  • UI/UX — нулевой;
  • Работа с цветом — на среднем уровне;
  • Композиция и сетки — нулевой;
  • Прототипирование — нулевой;
  • Текст — нулевой;
  • HTML и CSS — базовый уровень.

Дополнительно упомяну другие навыки не имеющие прямого отношения к дизайну. Владение фотошопом выше среднего. Английский на уровне чтения статей и поддержки беседы. Но не беглого разговора.

Путь будет завершен, если я получу работу веб-дизайнера.

Посты будут выходить раз в неделю. В них я буду суммировать опыт. Подписывайтесь на блог через RSS. Пожелания или советы, пишите в комментариях, во Вконтакте или телеграме — mosink

Сон

Эта статья — попытка обобщить накопленные мною знания о сне. Она будет полезна, если вы никогда не задумывались о гигиене сна, или хотите узнать об этом, не вникая в горы материала.

Сон составляет важную часть вашей жизни, кем бы вы ни являлись. И тем печальнее, что им так мало интересуются. Мне хотелось бы доступно изложить мысли, которые я вынес из книг, статей и лекций. Поэтому, я начну с описания идеального отхода ко сну и разберу его по кусочкам:

За 3 часа до сна вы поели, за 2 часа вы перестали пользоваться компьютером, телефоном и телевизором. Вы занимались активным физическим трудом, но закончили 3-4 часа назад. Вы не пили кофе и алкоголь в последние 6 часов. Комната проветрена, температура чуть ниже комнатной. Вы расслабились, работа давно завершена. Вы совершаете ежедневно повторяемый ритуал (чистка зубов, мытье посуды) и ложитесь спать.

Почему нужно есть за три часа до сна?

Активность пищеварительной системы и метаболизм во время сна замедляется. Так как во время сна мышцы парализованы, и они не могут сжигать полученную энергию, то вся переваренная еда запасается в виде жировых отложений. Также из-за глюкозы в крови начинает вырабатываться инсулин, который препятствует работе гормона роста.

Почему нужно отказываться от использования гаджетов и устройств с экранами?

Наш мозг интерпретирует свет от экрана, как обычный дневной свет. Супрахиазматическое ядро прекращает выработку мелатонина в эпифизе. Мелатонин является гормоном, благодаря которому мы засыпаем.

Однако, это не распространяется на читалки с E-ink дисплеями, поскольку их технология не подразумевает излучения света.

Почему нельзя заниматься физической активностью перед сном?

Физическая активность полезна для сна. Чем активнее мы бодрствуем, тем лучше и глубже сон. Однако, если ею заниматься перед сном, мы будем перевозбуждены из-за концентрации адреналина и эндорфинов в крови, которые будет препятствовать нашему погружению в сон.

Почему нельзя пить кофе и алкоголь перед сном?

Кофеин в кофе возбуждает нервную систему, что мешает человеку заснуть. Алкоголь, наоборот, угнетает и помогает быстро выключиться. Однако это оборачивается тем, что сон становится более поверхностным и беспокойным. Плюс замедляется выделение антидиуретического гормона, что приведет к частым походам в туалет среди ночи.

Почему температуру должна быть ниже комнатной?

За 2 часа до предполагаемого сна температура тела начинает понижаться, поскольку происходит отток крови к конечностям. Понижением температуры вокруг вы ускорите процесс.

Кстати, мы любим высовывать ноги из под одеяла, поскольку на ладонях и стопах находятся центры отведения тепла от тела. 

Почему нужно быть расслабленным?

Стресс мешает человеку заснуть. Адреналин в крови не дает угаснуть деятельности нервной системы. Если вам нужно решение, то можете попробовать воспользоваться советом из статьи: если в голове перед сном возникает куча вопросов и проблем, которые не дают заснуть, то можно воспользоваться простым методом. За полчаса до сна взять лист бумаги, разделить его пополам и написать на одной стороне проблему и на другой ее возможное решение. Это не обязательно должно быть кардинальное решение, это может быть маленький план действий на завтра. После этого проблемы забываются до утра.

Почему нужно повторять ритуалы?

Привычки закрепляются мозгом, и эта операция становится последовательной и предсказуемой. Однако, не забывайте, что на формирование привычки нужно от месяца до полугода.

Мы разобрались каким должен быть сон человека. Еще бы хотелось затронуть вопросы, которые не были ранее упомянуты в статье.

Правда ли, что нужно спать минимум 8 часов?

Нет, это не так. Существует нижний порог равный 5-6 часам, что соответствует 4 циклам по 1,5 часа, нужный для восстановления организма. У каждого человека индивидуальные особенности организма, кому-то нужно 7 часов, чтобы выспаться, кому-то 12. Лично у меня этот показатель составляет 10 часов. Поэтому очень грустно наблюдать, когда человека называют ленивым, только за то, что он спит больше «положенного».

Утро вечера мудренее

Исследования последних лет показали, что если испытуемым во время эксперимента после обучения давать возможность какое-то время поспать, то это приводит к достоверному улучшению этой памяти.

Почему мы не помним сновидений?

Ответ прост — механизмы памяти отключаются во время быстрой фазы сновидений. Поэтому мы их не можем запомнить.

Биологические часы

Наши биологические часы запрограммированы на 25-часовые циклы. Однако, каждый раз, когда мы утром видим свет, эти часы сбрасываются, поэтому нам так хорошо удается придерживаться режима при котором в сутках 24 часа.

Хотя, мне не особо удается с этим бороться

За кадром

Я не написал про фрагментированный и полифазный сны, снотворные и бессонницу, поскольку меня это не касалось и в бытовом плане не особо нужно. Также привожу цитаты из двух книг, которые я выделил во время чтения.

Цитаты из книги «Наука сна» Девида Рэндалла:

По его словам (Эрнст Харман), в снах разум сочетает новую волнующую информацию с чем-то уже знакомым, чтобы от этого она казалась менее неожиданной и пугающей.

Креативность — формирование ассоциативных элементов в новых комбинациях.

Буквальное воспроизведение новой информации постепенно становилось аналитическим (о процессе обработки информации в течение сна).

Никакой взаимосвязи между физической активностью и качеством сна нет (здесь речь идет о том, что качество сна не зависит от того, сколько вы занимались: час, два или пять).

Цитаты из книги «Сон. Почему мы спим и как нам это лучше всего удается» Питера Шпорка:

И в самом деле, парадоксальный сон почти полностью нас парализует. Жуве открыл в так называемом мосту мозга, одной из частей мозгового ствола, небольшую группу нервных клеток, которые блокируют все импульсы, идущие через спинной мозг к мускулатуре тела.

Сейпер и его коллеги сделали следующий вывод: клетки в передней части гипоталамуса представляют собой центр засыпания, который с помощью своих аксонов подавляет центры бодрствования в стволе мозга, включающем средний мозг и мост. Этот процесс в конечном итоге приводит к засыпанию.

Одна из важнейших задач таламуса в состояние бодрствования — упорядочивать бесконечное количество информации, поступающее от органов чувств, и лишь самые важные данные направлять к коре больших полушарий, где происходят осознанные процессы ассоциирования.

Относительно того, как мозг управляет сном, нейробиологи достигли некоторой ясности: очевидно, за выбор состояния сна отвечает сеть возбуждающих и блокирующих возбуждение центров в промежуточном мозге и стволе мозга, иногда при поддержке коры больших полушарий.

Примерно за 2 часа до засыпания уровень мелатонина резко повышается, а температура тела в то же время понижается в виду сильного оттока крови к конечностям.

Сон — это не покой, это другое бодрствование. [...] Во сне практически не экономится энергия. Проспав 8 часов, мы тратим всего на 50 килокалорий меньше, чем после такого же времени бодрствования.

Если мы не находимся в базе БС, то пульс и кровяное давление сейчас настолько низкие, что мы крайне медленно приходим в себя, если нас в такой момент разбудить.

Уровень мелатонина в это время максимально высок. Из-за этого нам не только с особенной силой хочется спать, но и настроение значительно хуже, чем обычно. [...] Мелатонин является производным серотонина, и поэтому в моменты высокой потребности в гормоне сна в наших нервных клетках слишком мало серотонина, чтобы обеспечить хорошее настроение и оптимистический взгляд на жизнь.

Поддержание стабильной температуры тела — одна из важнейших задач сна.

Эндокринолог Ева Ван Каутер доказала еще в 1992 году, что при лишение сна в человеческом организме вырабатывается значительно меньше гормона роста. Это означает, что недостаток сна сокращает для всей системы внутренних органов возможности ночной регенерации. Такое сокращение может привести к заболеваниям практически на всех уровнях. Если у органов не хватает времени и материала для замены старых и больных клеток новыми. Они неизбежно будут работать хуже, а их сопротивляемость болезням снизится.

Мозг во сне незаметно для нас проводит смотр событиям и деятельности минувшего дня. При этом он, видимо, закрепляет бессознательно возникшие связи между отдельными нейронами и создает прочные, воспроизводимые спустя долгое время модели в бесконечной нейронной сети.

Акустические раздражители из внешнего мира проникают в спящее сознание лишь в том случае, если являются сигналом тревоги.

Образование и рост новых клеток — одна из основных функций сна.

В основе обучения лежат стойкие изменения в силе и количестве синоптических связей между нейронами, управляемые каскадами событий на клеточном уровне.

Новая концепция с которой согласен и Маркос Френк, предполагает даже, что в глубоком сне происходит не только массовая ликвидация синапсов, но и целенаправленное усиление особо важных контактных зон между нейронами, способствующее закреплению в мозгу новых сетей.