Избранное

Путь начинающего дизайнера: итог

3 февраля 2016 года я написал пост в котором поставил цель стать веб-дизайнером. Прошел год и время подводить итоги. Начнем с главного.

Стал ли я веб-дизайнером?

Дословно моя цель записана так: «Путь будет завершен, если я получу работу веб-дизайнера». В моей голове это звучало немного по-другому: «Я устроюсь в студию на полный рабочий день». Этого не случилось. Провал? Нет, все немного сложнее.

Изначально при составлении плана я опирался примерно на «ничего». Я не знал, как буду обучаться. Не знал, как буду искать работу. Не знал, что буду делать дальше. «Главное ввязаться, а там уже разберемся» — такова была моя цель (идеальный план, не вижу изъянов).

Примерно через полгода после первого поста, я начал мониторить вакансии. За 6 месяцев я увидел примерно 6-10 вакансий для младшего дизайнера. Из них на удаленную работу — 0. Это было неожиданно (действительно, все же готовы оторвать с руками специалиста с начальными навыками, который может исчезнуть в любой момент). Но все сложилось хорошо.

В июле я получил первый коммерческий заказ, который уже лежит на Behance. В августе устраиваюсь на удаленную работу smm-дизайнером в агентство и продолжаю там работать. Буквально за три дня до окончания моего пути пришел человек, который предложил работать над различными проектами. Мы только стартовали и рано заявлять о чем-либо, но вот он результат. И это помимо всего того, что я успел сделать за этот год.

Да, я стал веб-дизайнером

Что дальше?

У меня все еще есть желание оформить всю эту историю от начала и до конца со всеми подробностями и деталями. Вопрос только в каком виде. Я написал Юрию Ветрову, насчет выступления на Dribbble Meetup и он сказал, что шорт-лист начнут составлять в феврале. Если тут не получится, попробую пойти на Prosmotr. Если там не получится, попытаюсь опубликоваться на vc.ru. Конечно мне могут везде отказать. Но в любом случае этот рассказ появится в блоге. Ждите новостей.

Процесс работы продуктового дизайнера в Яндексе

У каждой компании свое видение идеального процесса разработки продукта. Ниже изображено как это происходит в отделе дизайна Яндекса. Эта схема не золотой стандарт, она скорее обобщает множество других схем.

Линейность графика не должна вводить вас в заблуждение — процесс разработки продукта подобен клубку ниток

Концепция

Первичная идея

Любая разработка начинается с того, каким продукт должен быть и какую проблему должен решать. Несовершенство мира, анализ метрик, требования заказчика — все это может подстегнуть вас и зародить в вашей голове идею.

А что если нет идеи? Тогда посмотрите на конкурентов. Возможно их продукт просто закрывает потребность, но не решает проблему клиента. Посмотрите на другие области. Вот например, лекция на Ted.com о том, как физика помогла решить проблему в хирургии. В конце концов, посмотрите на изменение условий вокруг вас. Например, появление парковки в Москве послужило поводом для создания знаков и паркоматов. 

Еще идею можно сгенерировать. Для этого есть два способа. Аналитический — когда мы смотрим на статистику, цифры и наблюдения. И синтезирующий — когда мы перерабатываем накопленный опыт и делаем качественный скачок вперед. Первый способ довольно предсказуем, ведь у нас всегда есть под рукой измеримые показатели. Второй  — более рискованный. Это прыжок в бездну, в место, где никто не бывал до нас. Этот метод полагается на перебор альтернатив и их эволюцию. Аналитический метод поможет в краткосрочной перспективе, а синтезирующей — в долгосрочной. Вы можете использовать оба подхода одновременно.

Но помните — любая идея должна быть проверена. Изучите отрасль, проведите анализ конкурентов, привлеките экспертов. Если вам нужен доступный и дешевый способ, расскажите другу о вашей идеи. Главное, не пытайтесь проделать это у себя голове — дом, построенный на слабом фундаменте, рано или поздно рухнет.

Все эти манипуляция нужны для одного — найти ответы. Нужно выяснить, кто уже решал похожую проблему и что было не так. Возникала ли эта проблема у других людей, кто эти люди, готовы ли они платить за решение этой проблемы.

Профили потребителей

Далее выясняем у людей, какие задачи должен решать продукт, какие боли закрывать и какие выгоды они получат. Ответы на эти вопросы мы получаем во время анкетирования и интервью. Задачи разделяются на три вида:


Задачи Смысл Например
Функциональные Основная суть продукта Обработка определенного количество звонков за день
Социальные Как пользователь выглядит в глазах других, используя продукт Айфон повышает статус человека в глазах других людей
Эмоциональные Какие эмоции вызовет продукт Игра Dark Souls 3 ¯\_(ツ)_/¯


Далее идут боли, которые мешают выполнению задач. Например, в приложение конкурентов при заказе пиццы нужно пройти через 12 экранов настроек — задача выполняется, но это очень неудобно. Боли имеют те же самые три вида.

Выгоды бывают четырех видов. Обязательные — это базовые вещи. При заказе такси в любом сервисе вы получаете такси. Ожидаемые — то, что мы хотим получить от продукта. При заказе такси, мы ожидаем, что салон машины будет чистым. Желаемые — то, что мы хотели бы от продукта. При заказе такси, мы бы хотели выбрать марку машины. Неожиданные — запросы, о которых мы не задумывались, но их уже решили. Например, при заказе такси, автоматически рассчитывается время прибытия с учетом пробок.

Собираем задачи, боли и выгоды

После определения задач, выгод и болей, мы начинаем их ранжирование. Более важные ставим наверх, менее важные — вниз. В зависимости от ваших целей, некоторые пункты можно удалять или переносить из одной категории в другую.

Ранжируем их

Выбор сегмента рынка

После того, как мы определились с профилями потребителей, нужно определить кто является аудиторией нашего проекта. Есть несколько требований к ее подбору. Она должна быть измерима. Ее должно быть достаточно, иначе ваш проект не сможет самоокупаться. Эти люди должны быть достижимы, например, привлечение стариков, которые смотрят только первый канал, встанет вам в круглую сумму. Аудитория должна быть стабильна. Тут нужно отдельно упомянуть пример, который привел Сергей Томилов в лекции. Он назвал стабильной аудиторию туристов, которые летят в Турцию. Лекция была записана до событий с Турцией. Хороший пример того, что некоторые события трудно предугадать.

Иногда целевая аудитория может не совпадать с теми, кто покупает ваш продукт. Например, дети, которые покупают своим родителям смартфоны.

Гипотезы решений

Если вы определились с аудиторией, можно переходить к следующему шагу. На этом этапе мы формулируем гипотезы возможных решений. Это поможет нам обосновывать свои будущие решения в проекте. Примерный шаблон выглядит так:

Кажется, что ...это сработает так...
Чтобы проверить это, мы ...сделаем так...
И измерим ...вот эту метрику...
Мы правы, если ...метрика поведет себя так...

Гипотезы можно разделить на несколько видов. Бизнес-гипотезы отвечают на вопрос: «Что мы с этого получим?». Продуктовые — «какую аудиторию наш продукт обслуживает и с помощью какого решения?» Гипотезы об устройстве — «как устроен сервис?» Технологические гипотезы — «почему мы пишем на этом языке программирования, а не на другом?»

Мы плодим множество таких решений, а затем отбираем лучшие из них. Как только мы получили достаточное количество гипотез, переходим к составу продукта.

Состав продукта

На этой стадии мы определяем какие функции будет выполнять наш продукт. Их условно можно разделить на три части: продукты/сервисы, болеутоляющие и источники выгоды.

Продукты и сервисы бывают четырех видов: физические (часы Apple Watch), нематериальные (услуги Uber), цифровые (стриминговый сервис Twitch.tv), финансовые (тарифные планы у Мегафона).

Болеутоляющие — это решения, сглаживающие боль потребителя. Например, вы никогда не умели беречь деньги, а приложение «Тяжеловато» сэкономило вам круглую сумму. 

Источники выгоды — это схема монетизация. Это может быть подписка каждый месяц, микроплатежи, пожертвования и многое другое

Как и в случае с профилями потребителей, вам нужно расположить все эти части по приоритету и выбрать самые важные. Определились с составом? Самое время его проверить.

Тест состава продукта

На этом этапе наша задача взять список задач, болей и выгод, и соотнести его с гипотезами решений. Примерно так:

Смотрим, есть ли совпадение в обоих системах

Если совпадают карточки из двух систем, помечаем галочкой. Это значит, что для функции уже заготовлена гипотеза решения. Помните, нет задачи, чтобы все совпало. Вполне возможно, что для каких-то проблем вы не нашли пока решение.

Далее наша задача убедится, что потребители видят ценность в продукте. Вам нужно задать только основные вопросы. Если при обсуждение нужен дополнительный вопрос, которого нет в списке — задавайте. Вопросы могут быть разными:

  • Что мы должны оставить, а от чего отказаться?
  • Что кажется второстепенным?
  • Что бы вы добавили?
  • Что бы вы убрали?
  • Что-нибудь важное потерялось?

На этом этапе лучше иметь заготовку, например, брошюру или промо-сайт, которую можно продемонстрировать человеку. Иногда сложно понять о чем речь, если нет визуального представления о продукте.

Ранжирование фич

Далее идут фичи — особенности вашего продукта. На этом этапе мы отсекаем ненужные функции продукта, но в отличие от предыдущих этапов, мы делаем это с помощью пользователей. Наша задача выявить самое важное. Для этого потребители оценивают каждую фичу проекта по 4-бальной системе по 4 пунктам:

  • Важность
  • Ощутимость (боль возникает мгновенно или нет)
  • Неудовлетворенность
  • Выгодность, рентабельность (платежная аудитория, большая ли аудитория)

После мы проводим эксперимент «Купи фичу». Пользователям раздается виртуальный бюджет. С его помощью они могут проголосовать виртуальным рублем за функции продукта. Бюджет заведомо ниже стоимости всех фич, поэтому мы можем увидеть количественно, сколько людей купят эту функцию продукта. Все это даст нам представление о том, что для людей наиболее ценно в нашем продукте. А раз у нас есть список особенностей, можно делать минимально-жизнеспособный продукт.

Минимальный продукт (minimal viable product, MVP)

На этом этапе мы создаем MVP. Его задача создать максимальную ценность при минимальной стоимости. Мы должны проверить жизнеспособность продукта, при этом не обанкротив компанию. Здесь слово «минимальный» отражает набор функций необходимых пользователя и не имеет отношения к сложности технической части.

Примером минимального продукта может служить история dropbox. Перед запуском самого сервиса, они сделали серию лендингов с описанием функций продукта. Это позволило выяснить, есть ли у потребителей интерес к сервису.

Минимальный продукт может быть каким угодно, но он должен выполнять следующие задачи:

  • Тестирование продуктовой гипотезы
  • Экономия времени на разработку, потраченную впустую
  • Ускорение предоставления продукта ранним покупателям

При проверке решений нужно руководствоваться следующими вещами:

  • Доказательства ценнее мнений
  • Экспериментируйте чаще
  • Детали на старте не важны
  • Эксперименты не равно реальность
  • Сохраняйте видение проекта
  • Знайте, что может разрушить вашу идею
  • Первым делом поймите своего потребителя
  • Обеспечьте измеримость
  • Не все факты одинаковы равны
  • Проверяйте необратимые решения дважды
Подходя к следующей стадии посмотрите сюда. Чем ближе к концу графика, тем больше времени и бюджета вы тратите.

Продукт

Реализация

Прежде, чем приступить к реализации, мы должны презентовать продукт команде или компании. Мы доказываем, что наш продукт стоит на него потраченных денег и принесет пользу. Если проекту дан зеленый свет, то начинается проработка всех деталей. Мы составляем чеклист важного, балансируя между качеством и стоимостью. Дорабатываем дизайн. Вот пример реализации мобильной главной страницы Яндекса:

Первый макет. Красиво, чисто. Так менеджер и дизайнер представляют продукт. Вроде хорошо, но у пробок и погоды бывает много дополнительной информации, которая не полезет в эти квадраты.
Делаем целые значения. Добавляем внизу область уведомлений.
Делаем третий подход. Вспоминаем, что на мобильном телефоне можно делать свайп. Выкатили такую версию. Спустя пару недель посмотрели на цифры и как люди пользуются продуктом. Все метрики рухнули. Табы снизу плохо видны и они кликаются меньше, чем на главной. Чтобы увеличить кликабельность, сделали цифры очевидными. Добавили слова «баллы», «письма», «рубли».
Делаем четвертый подход потому, что метрики все равно не очень. Уменьшаем и подписываем иконки.
Метрики все равно не идеальны. Делаем ссылки очевидными, покрасив их в синий. Даже это не исправило ситуацию. Это последний макет на момент создания лекции. Есть предположение, что счетчики неправильно развешаны.

Коммуникация

После запуска проекта нам важно создать определенное отношение к продукту. Нужно понимать, кому, где и что мы говорим. Или по-другому, «аудитория + канал + сообщение». Чтобы сделать ваше сообщение эффективным, нужны:

  • Причина вам доверять
  • Эмоции
  • Исследования
  • Тестирование

Ваша задача сформировать потребность в продукте. Если вы пытаетесь завлечь пользователей с помощью заголовков «101 способ заработать в интернете без регистрации и смс», то получите соответствующую аудиторию. Думайте о взаимоотношениях пользователя с продуктом.

А что дальше?

А дальше только развитие продукта. На этом этапе вы начнете получать реальные данные от ваших пользователей. И все решения и гипотезы будут проверены.

Это очень краткий конспект лекций о продуктовом дизайне в Яндексе (с 11 по 18). Полный курс можно посмотреть на канале академии дизайна Яндекса. Также вы можете почитать конспект Александра Бизикова.

Путь начинающего дизайнера

За этот год я стану веб-дизайнером. Или нет. 

Здравствуйте, меня зовут Кирилл. Мне 24 года. Я делаю дизайн и верстку групп Вконтакте. Эта работа кормила меня 4 года. Но в последние полгода доходы упали. И это первая причина почему я хочу стать веб-дизайнером. Вторая — я не расту и не развиваюсь. Я остался там, где и был 2-4 года назад. Я давно не чувствую, что получаю новый опыт. Я застрял.

«Отлично, но как это поможет мне?» — спросите вы. Мною движет желание получить новые знания и превратить их в интересную историю. У нее будет два конца: счастливый или печальный. При счастливом конце — вы получите готовую историю, как стать дизайнером. При печальном — получите рассказ, чего НЕ нужно делать. Оба исхода окажутся полезными. У вас будет или пошаговое руководство, или путь, которым лучше не идти.

У меня нет дизайнерского или художественного образования. Я начинаю со следующими умениями:

  • Типографика — нулевой уровень;
  • UI/UX — нулевой;
  • Работа с цветом — на среднем уровне;
  • Композиция и сетки — нулевой;
  • Прототипирование — нулевой;
  • Текст — нулевой;
  • HTML и CSS — базовый уровень.

Дополнительно упомяну другие навыки не имеющие прямого отношения к дизайну. Владение фотошопом выше среднего. Английский на уровне чтения статей и поддержки беседы. Но не беглого разговора.

Путь будет завершен, если я получу работу веб-дизайнера.

Посты будут выходить раз в неделю. В них я буду суммировать опыт. Подписывайтесь на блог через RSS. Пожелания или советы, пишите в комментариях, во Вконтакте или телеграме — mosink

Сон

Эта статья — попытка обобщить накопленные мною знания о сне. Она будет полезна, если вы никогда не задумывались о гигиене сна, или хотите узнать об этом, не вникая в горы материала.

Сон составляет важную часть вашей жизни, кем бы вы ни являлись. И тем печальнее, что им так мало интересуются. Мне хотелось бы доступно изложить мысли, которые я вынес из книг, статей и лекций. Поэтому, я начну с описания идеального отхода ко сну и разберу его по кусочкам:

За 3 часа до сна вы поели, за 2 часа вы перестали пользоваться компьютером, телефоном и телевизором. Вы занимались активным физическим трудом, но закончили 3-4 часа назад. Вы не пили кофе и алкоголь в последние 6 часов. Комната проветрена, температура чуть ниже комнатной. Вы расслабились, работа давно завершена. Вы совершаете ежедневно повторяемый ритуал (чистка зубов, мытье посуды) и ложитесь спать.

Почему нужно есть за три часа до сна?

Активность пищеварительной системы и метаболизм во время сна замедляется. Так как во время сна мышцы парализованы, и они не могут сжигать полученную энергию, то вся переваренная еда запасается в виде жировых отложений. Также из-за глюкозы в крови начинает вырабатываться инсулин, который препятствует работе гормона роста.

Почему нужно отказываться от использования гаджетов и устройств с экранами?

Наш мозг интерпретирует свет от экрана, как обычный дневной свет. Супрахиазматическое ядро прекращает выработку мелатонина в эпифизе. Мелатонин является гормоном, благодаря которому мы засыпаем.

Однако, это не распространяется на читалки с E-ink дисплеями, поскольку их технология не подразумевает излучения света.

Почему нельзя заниматься физической активностью перед сном?

Физическая активность полезна для сна. Чем активнее мы бодрствуем, тем лучше и глубже сон. Однако, если ею заниматься перед сном, мы будем перевозбуждены из-за концентрации адреналина и эндорфинов в крови, которые будет препятствовать нашему погружению в сон.

Почему нельзя пить кофе и алкоголь перед сном?

Кофеин в кофе возбуждает нервную систему, что мешает человеку заснуть. Алкоголь, наоборот, угнетает и помогает быстро выключиться. Однако это оборачивается тем, что сон становится более поверхностным и беспокойным. Плюс замедляется выделение антидиуретического гормона, что приведет к частым походам в туалет среди ночи.

Почему температуру должна быть ниже комнатной?

За 2 часа до предполагаемого сна температура тела начинает понижаться, поскольку происходит отток крови к конечностям. Понижением температуры вокруг вы ускорите процесс.

Кстати, мы любим высовывать ноги из под одеяла, поскольку на ладонях и стопах находятся центры отведения тепла от тела. 

Почему нужно быть расслабленным?

Стресс мешает человеку заснуть. Адреналин в крови не дает угаснуть деятельности нервной системы. Если вам нужно решение, то можете попробовать воспользоваться советом из статьи: если в голове перед сном возникает куча вопросов и проблем, которые не дают заснуть, то можно воспользоваться простым методом. За полчаса до сна взять лист бумаги, разделить его пополам и написать на одной стороне проблему и на другой ее возможное решение. Это не обязательно должно быть кардинальное решение, это может быть маленький план действий на завтра. После этого проблемы забываются до утра.

Почему нужно повторять ритуалы?

Привычки закрепляются мозгом, и эта операция становится последовательной и предсказуемой. Однако, не забывайте, что на формирование привычки нужно от месяца до полугода.

Мы разобрались каким должен быть сон человека. Еще бы хотелось затронуть вопросы, которые не были ранее упомянуты в статье.

Правда ли, что нужно спать минимум 8 часов?

Нет, это не так. Существует нижний порог равный 5-6 часам, что соответствует 4 циклам по 1,5 часа, нужный для восстановления организма. У каждого человека индивидуальные особенности организма, кому-то нужно 7 часов, чтобы выспаться, кому-то 12. Лично у меня этот показатель составляет 10 часов. Поэтому очень грустно наблюдать, когда человека называют ленивым, только за то, что он спит больше «положенного».

Утро вечера мудренее

Исследования последних лет показали, что если испытуемым во время эксперимента после обучения давать возможность какое-то время поспать, то это приводит к достоверному улучшению этой памяти.

Почему мы не помним сновидений?

Ответ прост — механизмы памяти отключаются во время быстрой фазы сновидений. Поэтому мы их не можем запомнить.

Биологические часы

Наши биологические часы запрограммированы на 25-часовые циклы. Однако, каждый раз, когда мы утром видим свет, эти часы сбрасываются, поэтому нам так хорошо удается придерживаться режима при котором в сутках 24 часа.

Хотя, мне не особо удается с этим бороться

За кадром

Я не написал про фрагментированный и полифазный сны, снотворные и бессонницу, поскольку меня это не касалось и в бытовом плане не особо нужно. Также привожу цитаты из двух книг, которые я выделил во время чтения.

Цитаты из книги «Наука сна» Девида Рэндалла:

По его словам (Эрнст Харман), в снах разум сочетает новую волнующую информацию с чем-то уже знакомым, чтобы от этого она казалась менее неожиданной и пугающей.

Креативность — формирование ассоциативных элементов в новых комбинациях.

Буквальное воспроизведение новой информации постепенно становилось аналитическим (о процессе обработки информации в течение сна).

Никакой взаимосвязи между физической активностью и качеством сна нет (здесь речь идет о том, что качество сна не зависит от того, сколько вы занимались: час, два или пять).

Цитаты из книги «Сон. Почему мы спим и как нам это лучше всего удается» Питера Шпорка:

И в самом деле, парадоксальный сон почти полностью нас парализует. Жуве открыл в так называемом мосту мозга, одной из частей мозгового ствола, небольшую группу нервных клеток, которые блокируют все импульсы, идущие через спинной мозг к мускулатуре тела.

Сейпер и его коллеги сделали следующий вывод: клетки в передней части гипоталамуса представляют собой центр засыпания, который с помощью своих аксонов подавляет центры бодрствования в стволе мозга, включающем средний мозг и мост. Этот процесс в конечном итоге приводит к засыпанию.

Одна из важнейших задач таламуса в состояние бодрствования — упорядочивать бесконечное количество информации, поступающее от органов чувств, и лишь самые важные данные направлять к коре больших полушарий, где происходят осознанные процессы ассоциирования.

Относительно того, как мозг управляет сном, нейробиологи достигли некоторой ясности: очевидно, за выбор состояния сна отвечает сеть возбуждающих и блокирующих возбуждение центров в промежуточном мозге и стволе мозга, иногда при поддержке коры больших полушарий.

Примерно за 2 часа до засыпания уровень мелатонина резко повышается, а температура тела в то же время понижается в виду сильного оттока крови к конечностям.

Сон — это не покой, это другое бодрствование. [...] Во сне практически не экономится энергия. Проспав 8 часов, мы тратим всего на 50 килокалорий меньше, чем после такого же времени бодрствования.

Если мы не находимся в базе БС, то пульс и кровяное давление сейчас настолько низкие, что мы крайне медленно приходим в себя, если нас в такой момент разбудить.

Уровень мелатонина в это время максимально высок. Из-за этого нам не только с особенной силой хочется спать, но и настроение значительно хуже, чем обычно. [...] Мелатонин является производным серотонина, и поэтому в моменты высокой потребности в гормоне сна в наших нервных клетках слишком мало серотонина, чтобы обеспечить хорошее настроение и оптимистический взгляд на жизнь.

Поддержание стабильной температуры тела — одна из важнейших задач сна.

Эндокринолог Ева Ван Каутер доказала еще в 1992 году, что при лишение сна в человеческом организме вырабатывается значительно меньше гормона роста. Это означает, что недостаток сна сокращает для всей системы внутренних органов возможности ночной регенерации. Такое сокращение может привести к заболеваниям практически на всех уровнях. Если у органов не хватает времени и материала для замены старых и больных клеток новыми. Они неизбежно будут работать хуже, а их сопротивляемость болезням снизится.

Мозг во сне незаметно для нас проводит смотр событиям и деятельности минувшего дня. При этом он, видимо, закрепляет бессознательно возникшие связи между отдельными нейронами и создает прочные, воспроизводимые спустя долгое время модели в бесконечной нейронной сети.

Акустические раздражители из внешнего мира проникают в спящее сознание лишь в том случае, если являются сигналом тревоги.

Образование и рост новых клеток — одна из основных функций сна.

В основе обучения лежат стойкие изменения в силе и количестве синоптических связей между нейронами, управляемые каскадами событий на клеточном уровне.

Новая концепция с которой согласен и Маркос Френк, предполагает даже, что в глубоком сне происходит не только массовая ликвидация синапсов, но и целенаправленное усиление особо важных контактных зон между нейронами, способствующее закреплению в мозгу новых сетей.